Первым распространённым браузером с графическим интерфейсом был NCSA Mosaic, затем на долгое время рынок монополизировал Netscape Navigator. В 1995 году компания Microsoft выпустила Windows 95, включавшую Internet Explorer 3.0, и этот момент можно считать началом войны браузеров, закончившейся полным падением Netscape и триумфом Internet Explorer, занявшему в итоге более 95 % рынка. Впрочем, погибая, Netscape нанесла «удар в спину» Microsoft, выпустив исходный код своего браузера под свободной лицензией MPL (Mozilla Public License). На его основе, но с нуля (код был написан заново) были созданы новые браузеры Mozilla Suite и Mozilla Firefox. Последний постепенно набирал популярность. В 2005 году браузер Opera также стал распространяться бесплатно.
Война браузеров была бы исключительно коммерческим делом корпораций, если бы основным приёмом в борьбе не стало добавление специфических, нестандартных возможностей к браузеру. Наибольшие различия возникали в поддержке Javascript — языка сценариев, придающего интерактивность документам. В результате многие документы были «оптимизированы» для конкретного браузера и совершенно не читались в другом. W3C принимает множество тщательно обсуждаемых стандартов (различных версий HTML, Javascript, CSS и др.), но соблюдение этих стандартов полностью ложится на разработчиков браузеров. В последние годы уровень поддержки стандартов значительно вырос, и из широко применяющихся браузеров только Internet Explorer 6.0 (вышел 27 августа 2001 года, за несколько недель до Windows XP) имеет серьёзные недостатки в их поддержке.
Конкуренция между браузерами Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator (Communicator) в конце 1990-х годов.
Домашние пользователи Netscape Navigator могли загрузить браузер бесплатно, но корпоративные заказчики платили за каждую лицензию 99 долларов. Доходы, получаемые Microsoft от продаж Windows и Office, позволили «распространить» Explorer бесплатно и для корпораций. Explorer распространялся путём намеренного привязывания браузера к рабочему столу пользователя (и затруднению деинсталяции) в новых версиях Windows.
Netscape не смогла противостоять демпингу, и в 1999 году корпоративный рынок браузеров перестал существовать, — полностью бесплатный Explorer захватил более 90 процентов рынка.
После уничтожения компании Марка Андрессена (Marc Andreessen) и Джима Кларка (Jim Clark) Netscape Communications Corporation были опубликованы исходные коды браузера, что позволило зародиться и развиваться таким проектам, как Mozilla и Mozilla Firefox.
9 ноября опубликована версия 1.0 браузера Mozilla Firefox, который стал медленно, но планомерно увеличивать свою популярность.
К 2008 году рыночная доля Firefox в мире составляла почти 17 %, а в Европе — 30 %. Доля IE снизилась до почти 75 %.
В пВ Рунете началась война браузеров - проект, призванный определить самый популярный браузер среди русскоязычных пользователей Сети стартовал 24 декабря 2006 года. На сайте пользователям предлагается отдать голос за любимый браузер и оставить комментарий с аргументацией своего выбора. ервый день голосования со значительным отрывом лидировал IE (тысяча с лишним голосов), на втором месте был обозреватель Opera, а на третьем - Firefox (24 числа этим браузерам удалось набрать чуть больше 600 голосов).
Однако к 25 декабря ситуация резко изменилась - теперь в лидеры вырвался Firefox (более 4200 голосов по состоянию на 15:00 понедельника), второе место занял браузер Opera (почти 4000 голосов), а Internet Explorer так и не смог преодолеть отметку в 1400 голосов и довольствуется последним, третьим местом.
Нам удалось связаться с автором проекта "Война Браузеров" Никитой Жаворонковым. Он уточнил, что голосование на сайте "войны браузеров" будет длиться весь 2007 год, так что у Рунета будет целых 12 месяцев на то, чтобы определить самый популярный браузер русскоязычного сегмента Сети.
Стоит отметить, что по данным на октябрь 2006 года, самым популярным браузером в Глобальной сети является Internet Explorer от Microsoft - на его долю приходится более 85 процентов пользователей интернета. Второе и четвертое места достались Firefox и Opera с 11,49 и 0,69 процента соответственно. Браузеру Safari, поставляемому вместе с операционной системой Mac OS X, отдают предпочтение 1,61 процента интернет-пользователей.
Какие есть мысли?