Спасибо, Тайм!
Как помочь грудничку развить мелкую моторику в первые 4 месяца жизни?
Трехмесячный кроха вдруг замечает свои ручки. Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе руки к предмету, привлекшему внимание. И, наконец, хватается за него.
Программа максимум
Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем — над грудью и, наконец, — сбоку от него.
По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать. Без специальных упражнений тут не обойтись. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела.
Но прежде несколько важных правил.
Тренируйтесь с малышом ежедневно (по возможности 2—3 раза в день).
Упражнение занимает 2—3 минуты.
Кроху должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша, ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой, другие — удержать всеми пальцами одной руки, третьи — взять только двумя-тремя пальчиками.
Разные по форме игрушки позволят крохе вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.
Нам 3—4 месяца
Упражнение № 1
Кроха сводит обе ручки по средней линии. Захватывает одну ручку другой.
«Веселые ручки»
Задача: стимулировать у малыша желание потянуться руками к своему и маминому лицу, а также попытки захватить одну ручку другой. Объекты: мамино лицо, яркий цветной носочек, брас- лет из бусин.
Условия: ребенок лежит на спинке.
Занятие № 1: весело декламируйте потешку и выполняйте нужные действия:
Ручки, ручки, не скучайте!
Обхватите ручки в локтях, слегка потрясите, чтобы расслабить пальчики.
Где вы были? Отвечайте!
Перед лицом малыша сводите и разводите его ручки, держа их за локотки.
Посидели дома?
Похлопайте раскрытыми детскими ладошками щечки крохи, дотроньтесь до головы: пусть ощупает свое лицо. И пошли к знакомым!
Проделайте ручками ребенка те же упражнения с вашим лицом.
Занятие № 2: наденьте на детскую ручку яркий носочек или браслет из бусин. И начинайте игру со слов:
Ручка, ручка, где была?
Приподнимите локоток, чтобы малыш смог увидеть носочек или браслет.
Спрятаться от нас смогла?
Поводите ручку с предметом перед глазами ребенка, пусть понаблюдает.
Мы тебя сейчас найдем!
После этих слов не спешите, пусть кроха ухватится за браслет свободной рукой. И играть скорей пойдем!
Если это произошло, ваши слова будут заключением игры, если же нет — сами направьте вторую ручку ребенка к браслету.
Совет: не забывайте надевать браслет на ручки малыша поочередно.
Результат: ребенок активно тянет ручки вверх, сводит их по центру тела, захватывает одну ручку другой.
Упражнение № 2
Кроха захватывает рукой свою ножку.
«Ручки и ножки»
Задача:
стимулировать у малыша желание дотронуться руками до ножек.
Игрушки:
яркий носочек с бубенчиком.
Условия:
кроха лежит на спинке.
Занятие:
наденьте на детскую ножку носочек и запевайте потешку:
Ручки-ножки, не скучайте!
Соедините стопы ребенка, чтобы он мог рассмотреть свои ножки.
Где вы были? Отвечайте. Сводите и разводите стопы так, чтобы позванивал бубен- чик на носочке.
Поиграть вам хочется?
Направьте противоположную ручку ребенка к ноге с носочком.
Так пора знакомиться! Помогите карапузу схватить носочек.
Советы:
надевайте носочек на правую и левую ножку, помогая малышу схватить его противоположной рукой; щекочите ножки ребенка, помогайте ему ощупывать пальчики руками.
Результат: малыш активно захватывает правую ногу левой рукой, и наоборот.
Нам 4—4,5 месяца
Упражнение № 3
Кроха рукой захватывает круглые и квадратные предметы.
«Колобки и пеньки»
Задача:
вызывать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы разной формы.
Игрушки:
кубики с гранью 4 см и шарики (по три штуки).
Условия:
малыш лежит на животе (под грудью у него валик).
Занятие № 1: положите перед ребенком шарик и скажите:
Колобок, колобок, Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила, На один всего хватило!
Малыш взял шарик?
Тогда положите перед ним еще один и продолжите:
Нет, хватило теста ей!
Вот второй! Так веселей.
Кроха взял шарик?
Положите третий:
Вот и третий колобок!
До чего румяный бок!
Следите, чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности шарика.
Занятие № 2: положите перед крохой в ряд три шарика, а между ними кубик и начните словами:
Колобочки-колобки, Пенек один, а вас-то три!
Малыш потянется к «пеньку».
Распределите пальчики по уголкам кубика — так легче его ухватить.
Затем предлагайте поочередно оставшиеся шарики.
Занятие № 3: вновь положите три шара и кубик.
Что бы ни выбрал малыш, помогите захватить это правильно.
Занятие № 4: выкладывайте шарики и кубики поочередно, наблюдайте, как кроха делает захват, помогайте ему удобно распределить пальчики:
Вот веселый колобок!
Вот стоит в лесу пенек!
А теперь еще пенек!
А теперь вновь колобок! И т. д.
Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими.
Результат: малыш тянется к предмету двумя руками, захватывает его пальцами, поворачивает.
Упражнение № 4 Кроха хватает прямоугольные и треугольные фигуры. «Домики для гномиков»
Задача: вызвать у ребенка желание захватывать объемные и плоские предметы, а также манипулировать ими.
Игрушки: прямоугольные деревянные брусочки и конусы, по три фигуры каждого вида.
Условия: малыш лежит на животе (под грудь можно подложить валик).
Занятие № 1: положите перед крохой брусочек и скажите:
Начинаем строить дом, Чтоб просторно было в нем!
Нам бруски с тобой нужны, Вот такие, погляди!
Он взял фигурку?
Положите еще один брусок:
Раз брусок, два брусок, Дом не низок, не высок!
Наверняка малыш оставит первый брусок ради второго.
Теперь положите третий брусок и закончите игру:
Ну а если третий взять, Крепче будет он стоять! Важно, чтобы кроха, захватывая брусок, распределял пальцы по уголкам.
Занятие № 2: положите перед ребенком три бруска и один конус (он в центре) и вновь «стройте дом» :
Три брусочка у нас были, Ну и крышу не забыли!
Малыш потянется к «крыше».
Помогите ему равномерно распределить пальцы на поверхности конуса.
Предлагайте поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие № 3: снова положите перед ребенком три бруска и один конус (он с края).
Понаблюдайте, что выберет малыш, помогите захватить предмет правильно.
Затем предлагайте ему поочередно оставшиеся фигуры.
Занятие № 4: выкладывайте перед ребенком бруски и конусы поочередно, наблюдайте, как кроха берет их, вовремя помогайте ему удобно распределить пальчики по поверхности фигуры:
Вот бруски для домиков, Домиков для гномиков.
Крыши есть для домиков, Чтобы жили гномики!
Совет: чередуйте объемные предметы с плоскими фигурами.
Результат: малыш тянется к увиденному предмету (кисти рук раскрыты), он заранее готовит руку, чтобы было удобнее захватить фигуру, захватывает ее всеми пальцами, поворачивает ее в руке.
Ирина Мальцева, научный сотрудник Института художественного образования РАО
Источник http://www.mama.kz/2101