Не каждый любитель тюнинга может позволить себезаказать оригинальные элементы обвеса или интерьера вспециализированных фирмах. Но не всегда это и обязательно – сделатьавтомобиль неповторимым можно самому, если овладеть технологиейизготовления деталей из стеклопластика.
Стеклопластик – это полиэфирная смола, которой перед полимеризациейпридают определенную форму и армируют стекловолокном или сотканной изнего тканью.
Конечно, соперничать с профессионалами из специализированных фирммастерам гаражного тюнинга не стоит. Но относительно небольшие деталиинтерьера или обвеса автомобиля изготовить по силам многим. Лучше всегоначать с небольшой второстепенной детали простых очертаний, припоследующем монтаже которой на машину не потребуется особой точностисопряжения. Приобретенный опыт впоследствии позволит браться и заизготовление более сложных элементов.
Главное – аккуратность
Первый этап – изготовление пуансона, или болванки – самый трудоемкий.Его форму в точности повторит будущая часть облицовки или интерьера,поэтому с самого начала необходимо позаботиться о правильности всехлиний, чистоте поверхностей, соблюдении симметрии и т.д.
Важно правильно определиться в выборе материала для пуансона. Так,крупные детали с большими радиусами закруглений – например, бамперы –лучше выклеивать на пенопластовом основании, которое потом можно неудалять из полученной «скорлупы». Детали помельче иногда изготавливаютна болванке из глины или пластилина, хотя специфика обработки этихматериалов некоторых может озадачить.
Часто для «болвана» берут древесину. И если первичная обработкадеревянной заготовки может показаться сложной, то чистовая обработка спомощью наждачной шкурки не составляет трудности.
На этом же этапе следует решить, каким образом выклеенное изделие будетсниматься с пуансона. Если позволяет форма детали, ее просто снимают сболванки. В некоторых случаях можно разрезать или надрезатьстеклопластик и разнять половинки, чтобы извлечь ненужный «болван». Такили иначе, для отделения пластиковой «кожуры» от пуансона егонеобходимо перед выклейкой смазать каким-либо воскообразным веществом.Впрочем, если решено оставить пенопластовый пуансон (или его часть) вготовом изделии, этого делать не нужно.
Смолим по всем правилам
Полиэфирная или эпоксидная смола, которые применяют при выклейкеизделий из стеклопластика, становится пластиком только после добавленияв нее отвердителя. Смешивать компоненты нужно в соответствии синструкцией. Имея некоторый опыт, можно в какой-то мере влиять на ходполимеризации (отвердения) смолы. Например, для ускорения процесса ееможно немного подогреть. Такой же эффект дает изменение пропорции смесив пользу отвердителя. Однако в обоих случаях застывшая смола получитсяболее хрупкой.
Стеклоткань предварительно прокаливают на горячей электроплитке или наоткрытом огне. Когда нагреваемая ткань перестанет дымить, «выжигание»нужно прекратить: значит, парафин и другие защитные вещества из нее ужеиспарились, и ничто не будет препятствовать заполнению пространствамежду нитями смолой.
Пропитывать лоскуты стеклоткани лучше на стекле – это обеспечитравномерное распределение смолы. С этой же целью можно дополнительно ссилой провести по пропитанной ткани металлической линейкой. Взависимости от навыков исполнителя, формы детали и ее желаемой толщиныстеклоткань можно уложить на пуансон одним большим или несколькимименьшими лоскутами. Естественно, порезать ткань на мелкие фрагментылучше до пропитки.
Укладывая пропитанную стеклоткань на болванку, нужно обеспечитьмаксимально плотное ее прилегание, без морщин и складок. Если же онивсе-таки появились, можно подрезать ткань острым ножом; кстати, такимже образом из-под слоя ткани выпускают пузыри воздуха. Количество слоевзависит от толщины выбранной стеклоткани, размеров изделия и егожелаемой прочности. Однако в большинстве случаев одного слоя бываетмало. Детали большого размера или те, которые не имеют кривизны,изгибов и ребер жесткости, следует делать толще: от 3-4-х до десятислоев стеклоткани. Укладывать слои нужно поочередно, но без перерывов,чтобы предыдущий слой не успел отвердеть.
«Болвана» долой!
Правильно приготовленная смола полностью отвердевает приблизительно за24 – 72 часа. Убедившись, что стеклопластиковая корочка не прилипает кпальцам, можно отделять ее от болванки. Эта ответственная процедура невсегда обходится без частичного повреждения полученной «скорлупы».Впрочем, ее можно подклеить с обратной стороны лоскутами стеклоткани,пропитанными той же смолой.
Внешняя поверхность полученной детали при выклейке на пуансонеполучается негладкой, поэтому потребуется дополнительная механическаяобработка – шлифовка, шпаклевка, покраска. Стеклопластик легкообрабатывается «наждачкой», сверлится, режется ножом. Если первыйстеклопластиковый «блин» «вышел комом» и деталь плохо стыкуется соштатными элементами машины, края можно нарастить по описанной вышетехнологии.
Особенности изготовления пластиковых элементов кузова
Техпроцесс, применяемый в тюнинговых фирмах, строится по приведеннойвыше схеме. Однако если детали планируется тиражировать, производствоусложняется. Снятая с пуансона «скорлупа» усиливается дополнительнымислоями и используется как матрица, в которой впоследствии выклеиваютдетали. С помощью такой матрицы можно получить любое количество деталейс высоким качеством поверхности, требующей перед покраскойнезначительной чистовой обработки.
Когда необходимо получить стеклопластиковые детали особой прочности, навремя полимеризации форму с уложенной пропитанной стеклотканьюподвергают вакуумированию: помещают в эластичный пластиковый мешок, изкоторого потом откачивают воздух. Под атмосферным давлением слоистеклоткани и смолы уплотняются, за счет чего достигается высокаяплотность полученного материала.
При работе с эксклюзивными образцами форму-пуансон вырезают изпенопласта, предварительно наклеенного на автомобиль. Послеполимеризации смолы форма, естественно, не извлекается, так что машинаполучается частично пенопластовой
Резиновые накладки по периметру кузова защищаютлакокрасочное покрытие от ударов и случайных повреждений. Чтобыпоставить молдинги на автомобиль, потребуется всего полчаса.
Для начала следует заняться подбором молдингов. На авторынках или вмагазинах можно найти универсальные или изготовленные с учетомконкретного автомобиля накладки. Например, для ВАЗов и другихотечественных машин в продаже есть уже раскроенные молдинги.
Резина или пластик?
Наиболее распространенный материал, из которого производят молдинги, –резина. Изделия из этого материала, как правило, имеют овальныйпрофиль, а их поверхность бывает гладкой или рифленой. Нередко нарезиновые молдинги наклеиваются полоски «под хром». Пластиковыенакладки встречаются намного реже и только для определенных моделей(ВАЗ-2108, -09) или в виде запчастей.
Практичнее подбирать более толстые молдинги – они надежнее защитяткузов от царапин. Если исходить из соображений эстетики, молдинги надопримерять на конкретную машину. А пластиковые накладки можно дажепокрасить в необходимый цвет. В последнее время стали популярнымимолдинги, которые крепят на углы окрашенных бамперов.
Чтобы установить некоторые фирменные (особенно пластиковые) молдинги наавтомобиль, в кузове приходится сверлить отверстия под пистоны. Многиеавтовладельцы не желают «дырявить» собственную машину, поэтому предпочитают крепить накладки с помощью специального клея илидвухстороннего скотча. Кстати, большинство резиновых молдингов,продающихся на рынке, уже укомплектованы скотчем.
Куда клеить?
На многих автомобилях имеется специальная выштамповка для установкирезиновых молдингов. Бывает, что «заводское» место для них выбранонеудачно (как на «Тавриях» – там «резинка» не защищает от ударов дверьми соседних автомобилей на стоянке). Поэтому следует выбрать дляоклейки наиболее выпуклое место на кузове (но в нижней части дверей).Клеить лучше всего вдвоем – так удобнее и получится ровнее. Еслииспользовался силиконовый клей, на сушку потребуется минут двадцать,если скоч – ехать можно сразу же после оклейки.